Услуги

IP-адреса контрагентов и налоговый контроль

Авторы: Михаил Стаканов, Управляющий партнер «Фактор Групп»
Дмитрий Савин, Консультант по налогам и сборам «Фактор Групп»,
референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Опубликовано в журнале «Бухгалтерский вестник», №1, 2011

В данной статье подробно ответим на часто возникающие вопросы: Зачем налоговые и правоохранительные органы запрашивают информацию об IP-адресах контрагентов? Как контролирующие органы используют эту информацию? Законны ли запросы по IP-адресам органами контроля?

Постоянным объектом интересов налоговой службы являются воз¬можные схемы уклонения от налогов и попытки возмещения НДС из бюджета.

В этих случаях запросы всех контрагентов проводятся в обязательном порядке. При проверке «схемы» или декларации на возмещение НДС налоговики запрашивают следующую информацию: фактический вид деятельности контрагента, место нахождения его офисов и скла¬дов, копии налоговых деклараций, уровень заработной платы в организации и т.д.

С 2008 г. налоговики при сборе доказательной базы по «фирмам - однодневкам» стали активно запрашивать в банках IP-адреса контрагентов проверяемого налогоплательщика.

Думаем, что у многих читателей может возникнуть вопрос, а что такое IP - адрес? Поэтому в самом начале статьи приведем определение из Википедии:

IP-адрес (ай-пи адрес, сокращение от англ. Internet Protocol Address) - сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP. При связи через интернет требуется глобальная уникальность адреса, в случае работы в локальной сети требуется уникальность адреса в пределах сети.

Зачем же налоговые и правоохранительные органы запрашивают информацию об IP-адресах контрагентов налогоплательщика?

Запрашивая информацию об IP-адресах, с которых происходило управление банковскими счетами контрагентов-однодневок проверяемого налогоплательщика, налоговые и правоохранительные органы рассчитывают выявить факт, что управление банковскими счетами фирмы-однодневки осуществлялось из офиса проверяемого налогоплательщика.

К сожалению проверяющих, у них не всегда получается установить данный факт, поскольку многие налогоплательщики для обналичивания пользуются услугами сторонних фирм. Те же компании, которые экономят на процентах за обналичивание денежных средств и осуществляют ее собственными силами, рискуют за это дорого поплатиться.

Дело в том, что доказанный факт управления счетами «фирмы-однодневки» из офиса проверяемого налогоплательщика дает практически 100%-ную гарантию успеха налоговиков в арбитражном суде.

Как же по IP-адресу налоговые и правоохранительные органы узнают физический адрес, с которого происходит управление банковскими счетами?

Бывают IP-адреса фиксированные и плавающие. У обычных пользователей, как правило, плавающие IP-адреса, однако у многих компаний есть фиксированный IP-адрес, с которого в интернет могут заходить только они. Сама нее информация о привязке IP-адреса является общедоступной и пробить физический адрес по IP-адресу можно даже через интернет, например на таких сайтах, как http://ipgeobase.ru или Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.www.db.ripe.net/whois.

После проверки через интернет контролирующие органы делают запрос провайдеру и получают официальное подтверждение привязки того или иного IP-адреса к физическому адресу. С плавающим IP-адресом или с мобильным интернетом, контролирующим органам приходится повозиться, однако в наш развитый век ничего невозможного нет и информацию о фактическом пользователе можно получить всегда. Просто в таких случаях нужно контролирующим органам узнать в банке время выхода в интернет с точностью до секунды (заметим, что банки такой информацией обладают).

В мае 2010 г. ГУВД по г. Москве обратилось в ЦБ РФ с просьбой обязать банки регистрировать IP-адреса, когда компании открывают расчетные счета и подключаются к системе «Банк - Клиент».

Правоохранительные органы аргументировали это тем, что сейчас руководители фирм, занимающихся обналичиванием денежных средств, устанавливают программы «Банк - Клиент» на ноутбуки и проводят незаконные операции из любой точки Москвы. Это сильно затрудняет их поимку. В случае же обязательной регистрации расчетных счетов и системы «Банк-Клиент» на конкретный IP-адрес фирмы существенно осложнит деятельность незаконных фирм. Информации о реакции ЦБ РФ на данную инициативу до сегодняшнего дня так и не появилась.

Как налоговики запрашивают информацию об IP-адресах?

Проверяющие не могут сделать запрос об IP-адресах в банк напрямую. Данную информацию они должны истребовать в соответствии со ст. 93.1 НК РФ через налоговую инспекцию, в которой состоит на учете банк.

Минфин России письмом от 19 мая 2010 г. JV? 03-02-0 7/1 -243 ответил на вопрос банка в отношение правомерности истребования информации об IP-адресах.

Коммерческий банк регулярно получает от налоговых органов, в том числе в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ, требования о предоставлении следующих типов документов:

  1. Договор на обслуживание клиента с использованием системы «Клиент - Банк» со всеми приложениями, изменениями и дополнениями. 
  2. Заявления на установку системы «Клиент - Банк». 
  3. Документы, содержащие сведения о месте установки автоматизированного рабочего места «Клиент», администраторах системы (контактный телефон, Ф.И.О.), о лицах, получивших систему. 
  4. Соглашение о признании и использовании электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в системе «Клиент-Банк». 
  5. Полный код ЭЦП должностных лиц организации. 
  6. Акты приема-передачи электронных ключей, сертификатов ключей, программных средств. 
  7. Акты выполненных работ по установке системы «Клиент -Банк» (акты готовности системы к эксплуатации). 
  8. Сведения об IP-адресе, с которого клиентом осуществлялся доступ к системе «Клиент - Банк», а также сведения о МАС-адресе1, которому был сопоставлен IP-адрес. 
  9. Сведения о телефонном номере, который использовался клиентом для соединения с системой «Клиент -Банк». 
  10. Договор банковского счета. 
  11. Копия всех документов юридического дела клиента, в том числе учредительных и регистрационных документов клиента, карточки с образцами подписей и оттиска печати, решений налоговых органов о приостановлении/отмене приостановления операций по счетам и т.д.

«Вправе ли налоговые органы истребовать у кредитных организаций вышеперечисленные документы и информацию»?

Минфин России сообщил, что в соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц (к которым, в частности, относятся банки), располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Документы могут быть также истребованы при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также вне рамок проведения налоговых проверок, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Статья 93.1 НК РФ не содержит конкретного переченя истребуемых налоговыми органами у банков документов. Полагаем, что к таким документам относится любой документ, содержащий информацию, указанную в пп.1 и 2 ст. 93.1 НК РФ.

От себя добавим, что представление сведений об IP-адресах, с которых осуществляется управление счетами в банке, не противоречит ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона от 2 декабря 1990г. JV? 395 1 «О банках и банковской деятельности».

Приведем в пример постановление ФАС СЗО от 15 сентября 2010 г. по делу № А56-80825/2009истребования налоговыми органами информации об IP-адресах.

Инспекция ФНС России № 10 по г. Москве в ходе налоговой проверки «ЦентрСпец-Монтаж» направило в МРИ ФНС России № 9 по крупнейшим налогоплательщикам поручение об истребовании у ОАО АКБ «Банк Москвы» следующих документов и информации: сведений о должностных лицах «Белка-Телеком», имеющих право подписи при совершении расчетно-денежных операций по расчетному счету, копий карточек с образцами подписей, соглашение о признании и использовании электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и документов к нему, заявление «Белка-Телеком» на открытие счета, договор на расчетно-кассовое обслуживание с изменениями и дополнениями, договор о расчетном обслуживании «Белка-Телеком» с использование системы «Банк-Клиент Онлайн», сведения об IP - адресе, с которого осуществлялся доступ к системе «Банк-Клиент Онлайн», сведения о телефонном номере, через который с «Белка-Телеком» производилось соединение с системой «Банк-Клиент Онлайн».

Банк в ответ на требование о представление документов (информации), полученное от МРИ ФНС № 9, предоставил мотивированный отказ.

По мнению банка, у налоговой инспекции нет правовых оснований запрашивать данные сведения, поскольку документы касаются взаимоотношений между Банком и «Белка-Телеком», не являющимся проверяемым налогоплательщиком. Сведений о взаимоотношениях между проверяемым налогоплательщиком («ЦентрСпецМонтаж») и клиентом банка («Белка-Телеком») ни в требовании о представлении документов, ни в поручении об истребовании документов не содержится.

МРИ ФНС № 9, получив письмо с отказом, оштрафовала банк по ст. 126 НК РФ.

Правомерность привлечения банка к налоговой ответственности стала предметом налогового спора в суде.

Арбитры поддержали позицию банка, указав также на тот факт, что налоговыми органами ни в требовании, ни в поручении нет указания на то, что «Белка-Телеком» является контрагентом проверяемого налогоплательщика.

В связи с данной позицией суда рекомендуем налогоплательщикам и налоговикам обращать внимание на наличие или отсутствие указания в требовании и поручении на то, как организация, по которой истребуются документы и информация у банка, связаны между собой.

Резюмируя данную статью, скорее всего, в скором будущем, будет введен еще один из признаков «фирмы - однодневки» - это адрес местонахождения компьютера, с IP-адреса которого ведутся дела нескольких фирм (подается отчетность, осуществляются операции по счету в банке и т.п).

Вопрос заключается только в разработке налоговыми органами соответствующей программы, которая будет собирать и анализировать информацию об IP-адресах налогоплательщиков. Данная мера была бы логичной и правильной для развития налогового контроля в России.

Данная статья написана в информационных целях, и не носит рекомендаций к действиям по сокрытию IP-адресов от контролирующих органов. Также обратим внимание налогоплательщиков на то, что преднамеренное уклонение от уплаты налогов, в том числе путем создания фиктивных расходов по взаимоотношениям с «фирмами - однодневками», преследуется законом и влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 198 и 199 УК РФ.