Услуги

Схема моделей взаимодействия с налоговиками

Автор: Михаил Стаканов, Управляющий партнер «Фактор Групп» 
Опубликовано в журнале «Генеральный директор», №9, 2011.

Сотрудники налоговых органов при контроле налогоплательщиков руководствуются нормами Налогового кодекса РФ и внутренними положениями налоговой службы. Эти положения сегодня во многом определяют порядок организации и проведения налоговых проверок. Практика показывает, что российские налогоплательщики выработали три модели поведения с контролирующими органами:

  1. «Пасть ниц»
  2. «Уйти в партизаны»
  3. «Золотая середина»

Коротко охарактеризуем каждую из них.

«Пасть ниц»

В данной группе неукоснительно выполняются все требования контролирующих органов, при этом налогоплательщик не задумывается о том, насколько законны эти требования или нарушают ли они его права.

Аргументы, которые мы слышим от налогоплательщика, выбравшего такую модель:

  • «не хочу ссориться с налоговой инспекцией, мы рассчитываем здесь долго работать»;
  • «если не уступлю, мне заблокируют расчетный счет и я не смогу работать»;
  • «опасаюсь повышенного внимания к себе»;
  • «это спорный вопрос в налоговом учете, при проверке налоговый орган все равно включит его в акт проверки и начислит пени, лучше сейчас поступить, как рекомендует налоговая служба», и т.п.

С одной стороны, данные опасения возникают из-за того, что налогоплательщики не знают или не пытаются разобраться в своих правах, и не хотят привлечь для этого сторонних специалистов. С другой стороны, налогоплательщик надеется, что добьется благосклонности налогового органа: проверку либо не назначат, либо проявят лояльность в ходе мероприятий налогового контроля, «смягчат» для компании последствия налоговых проверок.

Однако, такая модель поведения может сослужить плохую службу.

Во–первых, компания станет «комфортной» для проведения налоговых проверок. Инспекция будет считать, что начисленные в ходе проверки налоги в безапелляционном порядке попадут в бюджет. Компания начнет попадать в план проведения проверок достаточно регулярно.

Во–вторых, экономические последствия данной модели поведения могут быть негативными для бизнеса в целом. Непродуманное слепое соблюдение всех требований фактически означает добровольный отказ от законных прав на налоговые вычеты, признание спорных расходов в пользу налогового органа. Как следствие такой модели поведения – уменьшение рентабельности бизнеса и необоснованно завышенные налоговые платежи в бюджет и чуть более «мягкие» последствия выездных налоговых проверок.

«Уйти в партизаны»

Данная модель поведения свойственна двум группам налогоплательщиков. Первая группа – это крупные предприятия, имеющие достаточные экономические, кадровые и административные ресурсы для досудебных и судебных тяжб с налоговыми органами.

Такие налогоплательщики выстраивают жесткие правовые отношения с налоговыми органами. В силу «весомости» оборотов налогоплательщика выездные налоговые проверки у него проводятся не реже одного раза в два года, поэтому снижать риски назначения выездной налоговой проверки им бессмысленно. При этом проверки проводятся на основе углубленного предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности, суммы начислений существенны, почти все результаты проверок заканчиваются судебным разбирательством.

Вторая группа компаний – «истинные партизаны», налогоплательщики, заведомо игнорирующие или нарушающие требования налоговых органов, даже законные, либо совершенно не задумывающиеся о последствиях налогового контроля. Аргументы, которые приходится слышать в поддержку такого поведения:

  • «мы давно работаем и нас никогда не проверяли – так и будет в будущем»;
  • «когда придут с проверкой, тогда и будем разбираться»;
  • «мы откроем другую компанию, а эту бросим (перейдем в другую инспекцию, ликвидируем компанию и никаких штрафов платить не будем и т.п.)».

<Безусловно, вопрос включения такого налогоплательщика в план налоговых проверок – дело времени. После проведения выездных налоговых проверок финансово – экономические последствия для компании могут быть тяжелыми.

Как правило, при этом налогоплательщики забывают, что «прекращение деятельности» не освобождает от ответственности (в том числе уголовной) за налоговые правонарушения.

>Нельзя также забывать, что такие действия налогоплательщика наносят урон репутации его контрагентов – а в ходе проверки контрагентов взаимодействие с фирмами – «партизанами» означает отказ контрагенту в праве на налоговые вычеты.

«Золотая середина» (Искать варианты)

При данной модели отношения с налоговыми органами выстраиваются не только с учетом требований налогового законодательства, но и учитывают сложившуюся практику налогового администрирования своего региона, взвешенно оценивают последствия своих действий.

Например, решения комиссий, проводимых налоговыми органами (по вопросам: исчисление НДС, убытки, низкий уровень зарплат и т. п.) носят исключительно рекомендательный характер, поскольку такие мероприятия налогового контроля НК РФ не предусмотрены. Исполнять рекомендации таких комиссий – право, а не обязанность налогоплательщика. Однако, в случае систематической неявки на такие комиссии (или отсутствие аргументированных доводов на вопросы комиссии) налогоплательщик рискует быть включенным в план проведения выездных налоговых проверок (согласно внутриведомственным документам налоговых органов не соблюдение рекомендаций комиссий являются одним из главных оснований для этого).

Как правило, налогоплательщики из этой группы имеют в штате профессионального налогового консультанта или приглашают профессионалов для подготовки к проверке и/или сопровождение выездной налоговой проверки.

Руководители таких компаний осведомлены и застрахованы от налоговых рисков, связанных с налоговым контролем.

Благодаря профессиональному подходу к вопросам налогового контроля, налогоплательщик избегает не только ситуаций с незаконным истребованием и выдачей излишних документов, не относящихся к предмету проверки, но урегулирует множества претензий налоговых органов еще на стадии проведения проверки. В итоге последствия выездной налоговой проверки носят предсказуемый и приемлемый для налогоплательщика характер.

Таким образом, выбор модели поведения «Золотая середина» является важным условием полноценной налоговой безопасности компании, формирует имидж профессионального налогоплательщика как субъекта налоговых правоотношений, говорит о его налоговой культуре.