Услуги

И снова «здравствуйте»: запрет на повторное истребование документов

Автор: Людмила Самсонова, Генеральный директор «Фактор Групп»
Опубликовано в журнале «Бухгалтерский вестник», №11, 2010

Основные изменения процедуры истребования документов у налогоплательщиков (процедуры встречной проверки), вносимые в Налоговый кодекс за последние 5 лет.

Отменен «прямой» запрос Инспекции контрагенту проверяемого налогоплательщика

Раньше (четыре года назад) налоговики имели право проводить встреч­ную проверку путем прямого запроса в адрес контрагента с требованием представить документы (информацию), подтверждающие взаимоотноше­ния с проверяемым налогоплательщиком. Причем контрагент мог состо­ять на учете в любой налоговой инспекции по всей стране и обязан был представить все запрашиваемые налоговыми органами документы.

Так, в абз. 2 ст. 87 НК РФ было указано, что если при проведении каме­ральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщи­ка, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребо­ваны у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

Потом законодатели убрали из ст. 87 НК РФ понятие «встречная про­верка» и заменили его понятием «истребование документов (информа­ции) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», введя ст. 93.1 НК РФ. Вместе с тем было отменено право налоговиков напрямую истребовать документы у кон­трагентов, не состоящих на учете в конкретной инспекции. Так налого­плательщики-контрагенты по «встречным проверкам» стали обязаны представлять документы только по требованию налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.

Как происходило истребование документов до момента введения нормы запрещающей повторное истребование документов?

Статья 93,1 НК РФ. Последние несколько лет процесс истребования документов у контра­гентов проверяемого налогоплательщика выглядел следующим образом. Сотрудниками налоговой инспекции, проводящими налоговую провер­ку, подготавливалось Поручение об истребовании документов (информа­ции) у контрагента проверяемого налогоплательщика. Данное Поруче­ние распечатывалось в бумажном виде, подписывалось начальником (за­местителем начальника) налоговой инспекции, проводящей налоговую проверку, ставилась печать. После чего Поручение сканировалось и от­правлялось по электронным каналам связи в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете контрагент проверяемого налогоплательщика. Налоговая инспекция, в которой состоит на учете налогоплательщик, на основании полученного Поручения об истребовании документов (инфор­мации) в течение 5 дней выставляла требование о представлении докумен­тов (информации) с приложением к данному требованию копии поручения об истребовании документов (информации).

Как изменились правила истребования документов после введения запрета на повторное истребование документов у налогоплательщиков?

С 1 января 2010 г. вступил в силу п. 5 ст. 93 НК РФ, которым предусмот­рено, что в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий нало­гового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении ка­меральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (данное правило распространяется на документы, представленные после 1 января 2010 г.). Указанное ограничение не распространяется на случаи, ког­да документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинни­ков, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Налогоплательщикам важно обратить внимание на формулировку ука­занную в п. 5 ст. 93 НК РФ, а именно на следующею фразу:

«Входе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового кон­троля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица доку­менты, ранее представленные в налоговые органы при проведении каме­ральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица».

То есть из данной нормы следует, что налоговики не имеют права повтор­но требовать только те документы, которые ими были истребованы у нало­гоплательщика в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки данного налогоплательщика. Запрета на повторное истребование документов, представленных налогоплательщиком в налоговые органы в рамках «встречной проверки» (истребование документов по 93.1 НК РФ, когда проверка проводится не у налогоплательщика, а у его контрагента), в ст. 93 НК РФ не содержится. Поэтому налоговики имеют право повторно истребовать документы у налогоплательщиков в случае, если документы представлялись в налоговые органы в рамках «встречных проверок».

Однако надо заметить, что налоговики правом истребовать в рамках «встречных проверок» одни и те же документы не пользуются. Что, ко­нечно, не означает, что вы не столкнетесь с такими требованиями в бу­дущем.

В связи с запретом на повторное истребование документов процесс истре­бования их не изменился. Внутренние процессы налоговиков по истребова­нию документов изменились сильно, что мы и рассмотрим далее подробно.

Новые правила истребования документов. О чем они?

С чего начинается истребование документов у контрагентов проверяемых налогоплательщиков?

Для того чтобы инициировать истребование документов у контрагента проверяемого налогоплательщика, инспектора, проводящие налоговую проверку, должны подготовить служебную записку с обоснованием необ­ходимости истребования документов на имя начальника (замначальника) инспекции. Начальник инспекции должен завизировать данную служеб­ную записку с указанием «Истребовать». По факту сотрудниками налого­вых органов данное мероприятие не осуществляется.

Как налоговики получают информацию о ранее истребованных документах?

После получения разрешения на истребование документов от началь­ника инспекции проверяющие подготавливают запрос в ЦОД (Межреги­ональную инспекцию ФНС России по центральной обработке данных) на предмет предоставления информации о фактах истребования необходи­мых документов ранее.

ЦОД в ответ на запрос предоставляет информацию о фактах истребования налоговиками необходимых документов ранее. Если документы ранее истребовались, указывается налоговый орган, в котором находятся необходи­мые документы. Если же документы ранее не истребовались налоговиками, начинается процедурах истребования их в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.

Процедура получения и истребования документов, ранее не истребованных у налогоплательщика

Сотрудниками налоговой инспекции, проводящими налоговую провер­ку, подготавливается Поручение об истребовании документов (инфор­мации) у контрагента проверяемого налогоплательщика. Данное Пору­чение распечатывается в бумажном виде, подписывается начальником (замначальника) налоговой инспекции, проводящей налоговую провер­ку, ставится печать. После чего Поручение сканируется и отправляется по электронным каналам связи в налоговую инспекцию, в которой со­стоит на учете контрагент проверяемого налогоплательщика.

Налоговая инспекция, в которой состоит на учете налогоплательщик, на основании полученного Поручения об истребовании документов (ин­формации) в течение 5 дней выставляет требование о представлении до­кументов (информации) с приложением к данному требованию копии поручения об истребовании документов (информации).

Применяемые налоговыми органами средства хранения и передачи информации (копий документов) в соответствии с новыми правилами.

Налоговыми органами по всей стране создается электронный архив до­кументов, представленных налогоплательщиками. Для этого документы представляемые в налоговые органы, сканируются, описываются и каж­дому документу присваивается уникальный штрихкод. Вся эта инфор­мация со всей страны собирается и хранится в ЦОДе.

Чем могут обернуться в будущем новые правила истребования документов для налогоплательщиков и правомерность требования представить документы в электронном виде?

Таким образом, в начале года на проверяющих «свалился» огромный объем дополнительной работы по сканированию документов, составлению описей и присваиванию уникальных штрихкодов каждому истребован­ному документу. В связи с чем у многих проверяющих возникло желание переложить часть работы на налогоплательщика. Так, на форуме налого­виков данный вопрос поднимался еще в феврале 2010 г.

Правомерны ли требования налоговиков представить документы в электронном виде на ваш взгляд?

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. внесены изменения в НК РФ, в том числе в п. 2 ст. 93 НК РФ:

«Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или пе­реданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Данное изменение уже вступило в силу, в и соответственно требование налоговиков о представлении документов в электронном виде сегодня со­ответствует положениям НК РФ.

Более того, тем же Законом в ст. 169 НК РФ внесены поправки, согласно которым абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ звучит следующим образом:

«Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон со­вместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком».

Так, наблюдается организация полного электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками. Данные меры об­легчат работу налогоплательщиков по представлению документов в нало­говые органы в Москве и других крупных городах России. В то же время, если выбор вида представления документов у налогоплательщиков есть, то в ближайшие годы, скорее всего, его уже не станет, что может поставить в затруднительное положение налогоплательщиков из глубинки России.